О НЕОБХОДИМОСТИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ

Авторы

  • И.А. Рыкова Орловский филиал Финуниверситета
  • Е.Е. Уварова ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал
  • С.А. Орлова ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал

DOI:

https://doi.org/10.25806/fm2-22023154-162

Ключевые слова:

финансовая грамотность, финансовое образование, национальная стратегия повышения финансовой грамотности, качественная оценка финансового образования

Аннотация

В статье проведена экспертная оценка российских национальных стратегий по повышению финансовой грамотности и сделана попытка привлечь внимание к необходимости использования качественной оценки при формировании таких программных документов. 

 

Список литературы

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения 22.10.2023).

Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/407887147/ (дата обращения 22.02023).

Письмо Минфина России от 16 мая 2017 г. N 17-03-08/29621 О реализации проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.

Данченко Е.А., Шлыкова И.А Отторгаемая финансовая грамотность населения как особый вид финансового поведения // Вестник ростовского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 147-151.

Зеленцова А.В., Демидов Д.Н., Блискавка Е.А. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://econ.wikireading.ru/11826 (дата обращения 22.10.2023).

Кислицын Д.В. Программы повышения финансовой грамотности и финансовое поведение: почему люди не становятся "финансово грамотными"? // Вопросы экономики. 2020. № 9. С. 80-93.

Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

Мнацаканян А.Г., Евстафьев К.А. Методические подходы к оценке эффективности программ финансовой грамотности населения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-effektivnosti-programm-finansovoy-gramotnostinaseleniya (дата обращения 22.10.2023).

Разумовская Е.А., Разумовский Д.Ю. Подходы к оценке оптимальности структуры финансовых ресурсов домохозяйств и финансовой грамотности населения // Финансы. 2020. № 1. С. 57-64.

Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://ippk.arkh-edu.ru/web_community/financial/1.%20G20_OECD_final%20RU.pdf (дата обращения 22.10.2023).

Финансовая грамотность россиян – 2023. Аналитическое исследование НАФИ. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/upload/iblock/b34/b3472e3a7037f1dc5cbacc9d7b2a25c6.pdf (дата обращения 22.10.2023).

Финансовое просвещение работает: исследование эффективности программ повышения финансовой грамотности. Аналитическое исследование НАФИ. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/finansovoe-prosveshchenie-rabotaet-issledovanie-effektivnosti-programm-povysheniya-finansovoy-gramot/ (дата обращения 22.10.2023).

Fernandes D., Lynch Jr., J. G., Netemeyer R. G. Financial literacy, financial education, and downstream financial behaviors // Management Science. 2014. Vol. 60, no. 8. P. 1861-1883. DOI: 10.1287/mnsc.2013.1849.

Kim J. Financial knowledge and subjective and objective financial well-being // Consumer Interests Annual. 2001. Vol. 47. P. 1-3.

Kaiser T., Menkhoff L. Does financial education impact financial literacy and financial behavior, and if so, when? // World Bank Policy Research Working Paper. 2017. no. 8161. DOI: 10.1596/1813-9450-8161.

Meier S.A., Sprenger C.D. Discounting financial literacy: Time preferences and participation in financial education programs // Journal of Economic Behavior & Organization. 2013. Vol. 95. P. 159-174. DOI: 10.1016/j.jebo.2012.02.024.

Miller M., Reichelstein J., Salas C., Zia B. Can you help someone become financially capable? A meta-analysis of the literature // World Bank Research Observer. 2015. Vol. 30, no. 2. P. 220-246. DOI: 10.1093/wbro/lkv009.

Noctor M., Stoney Sh., Stradling R. Financial literacy: a discussion of concepts and competences of financial literacy and opportunities for its introduction into young people’s learning. L.: National Foundation for Educational Research. 1992.

OECD Evaluation of National Strategies for Financial Literacy. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/financial/education/evaluation-of-national-strategies-for-financial-literacy.htm (дата обращения 22.10.2023).

Vitt L. A., Reichbach G., Kent J., Siegenthaler J. Goodbye to complacency: Financial literacy education in the U.S. 2000—2005. Middleburg, VA: Institute for Socio Financial Studies. 2005.

Willis L. Against financial literacy education // Faculty Scholarship at Penn Law. 2008. no. 199.

Опубликован

30.11.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки