ФАКТОРИНГ И ФОРФЕЙТИНГ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

DOI:

https://doi.org/10.25806/fm2201841-50

Ключевые слова:

ФАКТОРИНГ, ФОРФЕЙТИНГ, АККРЕДИТИВ, ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация

Полная информация о статье доступна на сайте библиотеки eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/item.asp?id=32718778

В статье раскрыты основные тенденции развития рынка факторинга в России в период 2010-2017 гг. с анализом особенностей отраслевой и территориальной структуры факторингового портфеля. В отраслевой структуре факторингового портфеля ведущая роль принадлежит предприятиям обрабатывающих производств и торговли, а организации из сферы базовых рыночных услуг (транспорт, связь, строительство) практически не используют факторинговые инструменты. Основными причинами недостаточного развития факторинга в России являются: а) сравнительно высокая стоимость этой услуги; б) неполная и противоречивая нормативная база; в) отсутствие удобных программных продуктов; г) недостаточная финансовая квалификация как сотрудников фактор-компаний, так и клиентов. Слабое развитие форфейтинга в России объясняется: а) «конфликтом» этого инструмента с национальным валютным законодательством; б) отсутствием в законодательной базе понятий форфейтинговой сделки и регламентированного порядка проведения операций; в) отсутствием вторичного рынка векселей; г) пробелами в бухгалтерском учете форфейтинговых операций. В условиях неразвитости форфейтинга российские предприятия часто используют аккредитивы с рассрочкой платежа. Однако, как показано в статье, имеющиеся различия между этими инструментами говорят о том, что они призваны дополнять друг друга, а не заменять. Более активное применение таких инструментов финансирования, как факторинг и форфейтинг, в России будет зависеть от устранения выявленных в статье нормативно-правовых пробелов и принятия ряда предложенных организационных шагов.

Опубликован

01.08.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки