УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Авторы

  • С.Б. Ксенофонтова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»
  • О.И. Шинкарёва Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет»
  • О.А. Грунина Московский областной казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
  • А.А. Грунина Московский областной казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Ключевые слова:

кредитоспособность, финансовая устойчивость, банковский менеджмент, финансовый менеджмент, корпоративные финансы, финансовое управление.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты управления кредитоспособностью компании на основе применения инструментов аналитической диагностики, позволяющих оценить текущий и потенциальный уровни финансовой надежности заемщика. Кредитоспособность компании является одним из наиболее ключевых понятий, как в области банковского менеджмента, так и в области корпоративных финансов. Кредитоспособность представляет собой финансовую возможность коммерческой организации в течении необходимого периода времени в полном объеме и в установленные сроки погашать свои кредитные обязательства. Процесс получение кредита в коммерческом банке включает в себя большое количество этапов, но одним из наиболее значимых является этап оценки кредитоспособности потенциального заемщиками. При низкой кредитоспособности потенциального заемщика коммерческий банк отказывает ему в получении кредита. В этой связи руководство и финансовые службы компаний должны самостоятельно проводить регулярную оценку собственной кредитоспособности для того, чтобы иметь компетентное представление о вероятности получения кредита. Результаты данного мониторинга позволяют дать ответ на вопрос о том, имеет ли организация потенциальную возможность в получении кредитных ресурсов или при обращении за кредитом в коммерческий банк могут возникнуть трудности из-за низкого уровня кредитоспособности. Авторским коллективом в работе уточняется сущность финансовой категории «кредитоспособность», обосновывается актуальность её диагностики в векторе проактивного управления корпоративными финансами, выделяются основные факторы, оказывающие влияние на формирование параметров корпоративной кредитоспособности, систематизирован алгоритм оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов на основе диагностики ключевых параметров финансового состояния и применения ряда унифицированных моделей отечественного и зарубежного подходов.

Список литературы

Новосельский С.О., Минакова Ф.Во.Ю., Климов В.А., Дуплина Т.Т. Роль оценки кредитоспособности в финансовом механизме функционирования предприятий пищевой промышленности региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 8. С. 48-52.

Малышева В.Н., Гурнович Т.Г. Теоретические основы оценки кредитоспособности предприятия // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 131-134.

Головин А.А., Золкин А.Л., Гурьянов П.А., Новосельский С.О., Евсеев Д.В. Макроэкономическая оценка потребительского кредитования // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2024. Т. 13. № 11 (64). С. 2034-2045.

Генералов Д.А., Жахов Н.В., Шлеенко А.В., Новосельский С.О. Индикативная оценка сбалансированности развития социально-экономической системы региона // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 10. С. 3909-3922.

Доронина А.О., Езангина И.А. Направления совершенствования методологической базы оценки кредитоспособности предприятия в российской банковской системе // В сборнике: Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 62-65.

Васильева Е.А., Холоша В.А. Анализ применения современных методов оценки кредитного рейтинга к оценке кредитоспособности предприятий малого и микробизнеса // Вектор экономики. 2018. № 4 (22). С. 43-47.

Усман С.С. Методы оценки кредитоспособности предприятий, используемые российскими банками // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2017. № 6. С. 40-47.

Попова С.А., Русавская А.В. Развитие экономики регионов России на основе институциональных финансово-кредитных факторов // Финансовый менеджмент. 2024. № 7. С. 268-276.

Горячева Т.В., Токарева Е.В. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 3 (7). С. 13-19.

Бородин В.А. Вариативность оценки кредитоспособности предприятия // В сборнике: World science: problems and innovations. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 152-154.

Гончаренко О.В., Данилевич Д.Э. Оценка кредитоспособности предприятий-заемщиков // В книге: Проблемы и решения современной аграрной экономики XXI международная научно-производственная конференция. 2017. С. 194-195.

Новосельский С.О., Колосова О.А., Золкин А.Л. Цифровые технологии как инструмент расширения потенциала маркетинговой политики // Финансовый менеджмент. 2024. № 10. С. 131-140.

Абрамян Г.А. Концептуальная модель оценки кредитоспособности малых и средних предприятий как инструмент модернизации системы кредитования // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 190-196.

Колосова О.А., Шлеенко А.В., Бегичева О.Л., Золкин А.Л., Новосельский С.О. Роль бренда в региональном менеджменте // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2024. Т. 13. № 10 (63). С. 1921-1933.

Илюхина И.Б. К вопросу о совершенствовании методики оценки кредитоспособности предприятий в условиях макроэкономической нестабильности // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 5. С. 151-155.

Мирончук В.А., Золкин А.Л., Домничев Д.Ю., Журавлева И.В. Финансовый риск-менеджмент в компаниях топливно-энергетического комплекса: от теории к практике. Краснодар, 2024. 179 с.

Новиков Д.А. Особенности различных методов оценки кредитоспособности предприятия // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2015. № 1 (31). С. 99-103.

Новосельский С.О., Щедрина И.Н., Криулин В.А. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 7-2 (19). С. 23-28.

Бычкова А.В., Бронштейн Е.М. Применение модифицированного иерархического дискриминантного анализа к оценке кредитоспособности предприятий-заемщиков на базе бухгалтерской отчетности // Экономическое возрождение России. 2016. № 1 (47). С. 167-179.

Гаврилова Э.Н. Эффективность методики оценки кредитоспособности предприятия и ее совершенствование // Актуальные вопросы современной экономики. 2015. № 3. С. 41-46.

Опубликован

28.10.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки