ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова:
конкурентная стратегия, высшее образование, образовательная программа, конкурентоспособность, образовательная услугаАннотация
Целью данной работы является исследование теоретических и методических аспектов формирования конкурентного поведения на рынке образовательных услуг в части построения стратегий вуза и образовательных программ. В работе выявлены особенности рынка образовательных услуг высшего образования, описана конкурентная среда рынка образовательных услуг, определены актуальные аспекты постановки и решения задач стратегического управления на рынке высшего образования, проанализированы теории конкуренции, а также возможность использования отдельных методов и инструментов применительно к рынку услуг высшего образования.
Список литературы
Новиков С.В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 9. С. 3589-3604.
Бахова А.П., Бюллер Е.А., Чиназирова С.К. Адаптация человеческого капитала к цифровой экономике через трансформацию системы высшего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2024. № 3 (345). С. 99-106.
Рябкова В.В. К вопросу о кастомизации и цифровизации образования // Перспективы науки. 2024. № 2 (173). С. 144-148.
Арутюнова Д.В., Алесинская Т.В. Междисциплинарность в университетском образовании как фактор инновационного развития экономики региона // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 2. С. 969-986.
Арутюнова Д.В., Ланкина М.Ю. Образовательная программа вуза как объект стратегического управления в контексте повышения конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 12-1. С. 11-17.
Васильев А.И. Конкурентная среда российского высшего образования и направления соперничества ее участников // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 5-15.
Плаксий С.И. Стратегические подходы к развитию вузов // Вестник национального института бизнеса. 2018. № 32. С. 3-6.
Egorov A.A., Platonova D.P. Perception of strategies by university middle managers: is there any relationship with actual universities’ operations? // Tertiary Education and Management. 2023. Vol. 29. No. 4. P. 411-427.
Кайгородцев А.А., Сарсембаева Г. Ж., Кайгородцева Т. Ф. Концепция стратегии развития вуза в условиях рыночной экономики // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-3. С. 379-382.
Соловова Н.В. Инновационные подходы к проектированию и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 220 с.
Песоцкий Ю.С., Баранова Н. В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (Постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 08.04.2025).
Джанкезов Р.Х., Джанкезова С.Б. Основные содержательные конструкты проекта образовательной программы в современном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 69-72.
Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. C. 17-30.
Филиппов Г.А. Стратегическое позиционирование университета на рынке образовательных услуг // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 41-50.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 464 с.