ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Авторы

  • С.О. Новосельский Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского»
  • В.В. Борисова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления»
  • О.В. Демкина Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления»
  • А.А. Блитик Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-западный государственный университет»

Ключевые слова:

инновационный менеджмент, дизайн-мышление, инновация, эмпатия, инновационная активность, творческое мышление.

Аннотация

В статье выполняется уточнение теоретико-методических аспектов использования дизайн-мышления в системе инновационного менеджмента для генерации новых объектов, технологий и алгоритмов, обладающих коммерческим эффектом и способных обеспечить стабильность конкурентного положения. Для современных предприятий, стремящихся к достижению долгосрочной устойчивости на конкурентном рынке, элементы дизайн-мышления должны стать неотъемлемой частью корпоративной культуры. В условиях специфики отечественного бизнеса данный инструмент позволяет активировать инициативы в области внутреннего предпринимательского менеджмента, отдельные идеи которого могут быть доведены до инноваций при высокой степени их последующей коммерциализации. Эффективное использование дизайн-мышления требует присутствия качественного человеческого капитала в корпоративном как управленческом, так и управляемом пространствах. Важность данного аспекта состоит в том, что генерация и тиражирование инноваций являются только частью успешного механизма управления инновационной деятельностью. Не менее значимым является релевантное их внедрение в целевые бизнес-процессы, которое должно обеспечить достижение проектируемого коммерческого эффекта и обеспечение роста конкурентоспособности. Таким образом, при существующей конъюнктуре предпринимательской деятельности дизайн-мышление является одним из наиболее актуальных инструментов достижения роста корпоративной инновационной активности и формой совершенствования инновационной деятельности. Факторами успеха использования дизайн-мышления для интенсификации инновационных процессов выступают креативное мышление, высокий творческий потенциал членов проектного коллектива, а также сплоченная командная работа, помноженная на высокий уровень личностно-групповой мотивации. С позиции инновационного менеджмента использование дизайн-мышления позволяет в рамках ограниченного временного периода и лимитированного ресурсного потенциала обеспечить генерацию эффективных идей, способных достичь необходимого уровня коммерциализации инновационного продукта. Цель исследования заключается в уточнении отдельных теоретико-методических аспектов использования методики дизайн-мышления для роста интенсивности и качества корпоративных инновационных процессов.  

Список литературы

Васяйчева В.А., Герасимов Б.Н. Развитие процесса инновационной деятельности предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 10 (168). С. 69-76.

Тумашева М.В., Шлеенко А.В., Золкин А.Л., Новосельский С.О., Львова Е.Э. Инвестиционный климат территории и его оценка // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2024. Т. 13. № 5 (58). С. 1066-1078.

Подсорин В.А., Урлахер Е.И. Управление затратами на инновационную деятельность в экономическом механизме устойчивого развития // Экономические системы. 2024. Т. 17. № 2. С. 47-57.

Салгириев Э.Р., Джамолдинова Л.А., Эльгайтарова Н.Т. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 7. № 4 (145). С. 19-25.

Чукавин И.Ю. Исследование сущности и основных моделей стратегического управления инновационной деятельностью // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 12 (76). С. 105-109.

Шамахов В.А., Кудряшов В.С., Хлутков А.Д. Принципы современного менеджмента в инновационной деятельности хозяйствующих субъектов // Управленческое консультирование. 2022. № 7 (163). С. 50-65.

Вуткарев Д.Н., Джуха В.М. Пути совершенствования системы управления инновациями на предприятии // Наука и мир. 2024. № 1 (125). С. 46-49.

Хадживеличков С.Д., Бурлуцкая Г.М., Фоменко А.А., Тараканова М.И. Особенности управления инновационной деятельностью предприятия // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021. № 7 (49). С. 39-43.

Янковская Л.В. Инновационная деятельность как условие формирования маркетинговой результативности предприятия отрасли физической культуры и спорта // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2023. № 1. С. 160-162.

Камишян А.А., Ролдугина А.Е. Принципы эффективной деятельности инновационных организаций // Научный альманах. 2020. № 1-1 (63). С. 30-32.

Кирильчук С.П., Якушевская Е.А. Принципы формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятий в цифровой экономике // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 1 (50). С. 121-126.

Макаров М.И., Романович В.К. Современное стратегическое управление инновационной деятельностью предприятий // Базис. 2024. № 1 (15). С. 15-17.

Миронова Д.П., Ибрагимова А.А. Управление инновациями на предприятии // В сборнике: Управление и экономика народного хозяйства России. сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 337-339.

Поникарова А.С. Новые подходы к управлению инновациями на предприятиях в условиях перехода к экономике замкнутого цикла // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 12. С. 4609-4622.

Алеева С.С., Добринова Т.В., Погибелева А.В., Новосельский С.О., Золкин А.Л. Организационно-административный механизм электронного декларирования в таможенном деле // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. № 6 (52). С. 581-594.

Новосельский С.О., Кирсанов К.А., Яковлев В.М. Ретроспективный анализ функционирования социально-экономической системы Российской Федерации в условиях геополитической турбулентности. М., 2022. 192 с.

Гафаров Х.С. Дизайн-мышление: система понятий // В сборнике: Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. Минск, 2021. С. 116-126.

Мелентьева О.В., Княжевский И.И. Маркетинг инноваций в образовании: дизайн мышления // В сборнике: Инновации и качество высшего образования. Материалы региональной научно-методической конференции научно-педагогических работников. Донецк, 2023. С. 419-421.

Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 245-254.

Каманин И.Е., Спиридонова Д.В. Внедрение дизайн-мышления в сферу государственного и муниципального управления // Ученые записки. 2023. № 1 (45). С. 20-22.

Михолап Е.В. Дизайн-мышление как метод создания инноваций // В сборнике: Экономика и управление: социальный, экономический и инженерный аспекты. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, в 2 частях. Брест, 2022. С. 139-142.

Богомолова И.С. Генерация идей в архитектурном проектировании с использованием инструментов дизайн-мышления // Архитектон: известия вузов. 2023. № 4 (84) С. 1-9.

Синеглазова А.Д. Дизайн-мышление как инструмент и важнейшая компетенция дизайнера // В сборнике: Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 19-23.

Некрасова О.Л., Алиева Е.Ф. Дизайн-мышление в бизнес-инновациях // В сборнике: Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы VIII Международной научной конференции. Донецк, 2023. С. 330-332.

Опубликован

13.03.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки