ДИНАМИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ В ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЕ

Авторы

  • Д.Ю. Болдырев Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Ключевые слова:

ценообразование, динамическое ценообразование, ценообразование в онлайн-торговле, онлайн-торговля, стратегия динамического ценообразования, интернет-коммерция, управление доходностью, ценовые стратегии, переменное ценообразование, изменение цен, ценовая дискриминация

Аннотация

Предметом исследования является динамическое ценообразование, в том числе: понятие, различные подходы к определению термина динамического ценообразования и эволюция исследования данного понятия в работах зарубежных авторов.
Особое внимание в статье уделяется сравнительному анализу динамического ценообразования и традиционного переменного (гибкого) ценообразования, а также условиям оптимального выбора стратегии ценообразования в зависимости от бизнес-окружения и задач бизнеса.
Автор подробно рассматривает факторы, способствующие активному распространению динамического ценообразования в онлайн-торговле, в том числе: распространение цифровых технологий, изменение покупательского опыта, возможности персонализации, повышение прозрачности и информированности участников рынка, увеличение конкуренции и другие. Выделяет новые возможности для бизнеса, которые становятся доступны при внедрении динамического ценообразования в разрезе каждого фактора. В качестве научных инструментов для работы использованы методы дедукции и индукции для формирования выводов и формулирования логической цепочки научной работы, а также системный и сравнительный анализ. В результате проделанной работы была обобщена история исследований и эволюция взглядов на понятие динамического ценообразования в работах зарубежных авторов, а также выявлены основные подходы к определению термина динамического ценообразования.
Проведен сравнительный анализ моделей современного динамического и традиционного переменного (гибкого) ценообразования, сформулированы условия их наилучшего применения в зависимости от бизнес-окружения и задач бизнеса. В результате анализа делается вывод, что динамическое ценообразование, в первую очередь, целесообразно внедрять компаниям, работающим в условиях высококонкурентного рынка и с широким кругом разнообразных клиентов.
Помимо этого автором были выявлены факторы, способствующие активному распространению динамического ценообразования в онлайн-торговле. Делается вывод, что это связано, прежде всего, с развитием цифровых технологий, изменением динамики рынков и эволюцией потребительского поведения.
Представленная в статье обобщенная модель динамического ценообразования является первой известной автору попыткой систематизировать знания о работе алгоритмов, лежащих в основе динамического ценообразования онлайн-ритейлеров России.

Список литературы

McKinsey. The dos and don’ts of dynamic pricing in retail. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/the-dos-and-donts-of-dynamic-pricing-in-retail (дата обращения: 14.03.2025).

Емельянцева К.С. Влияние стратегии ценообразования на эффективность ритейлера. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/835577688 (дата обращения: 14.03.2025).

Neubert M. A Systematic Literature Review of Dynamic Pricing Strategies // International Business Research. 2022. Vol. 15. № 4. P. 1-17.

Chevalier S. E-commerce companies planning on using dynamic pricing in North America and Europe in 2021. Statista, 2023.

Динамическое ценообразование: Практическое руководство 2024 для ритейла и eCom. [Электронный ресурс]. URL: https://imprice.ru/dynamic-pricing (дата обращения: 22.03.2025).

Евсеев А.С., Латыпов Р.Р., Постолит Е.А., Синельникова-Мурылева Е.С. Технические и методологические проблемы сбора данных о ценах онлайн-ритейлеров // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № 11. С. 36-45.

Thompson E., Wilson D. Dynamic Pricing Promotion Strategies on Consumer Repeat Purchase Behavior in the United States // Frontiers in Management Science. 2024. Vol. 3. No 3.

Курбатов Н. Обзор методов динамического ценообразования. [Электронный ресурс]. URL: https://datanomics.ru/artciles/obzor-metodov-dinamicheskogo-tsenoobrazovaniya/ (дата обращения: 02.04.2025).

Опубликован

12.05.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки