ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И КОМПЛАЕНС-РИСКИ В КОНТЕКСТЕ ESG-ПОВЕСТКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Авторы

  • Т.О. Графова Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Е.А. Медведкина Донской государственный технический университет
  • А.А. Васильцов Ростовский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

цифровые платформы, маркетплейсы, антимонопольный комплаенс, внутренний контроль, регулирование цифровых рынков, международный опыт, ESG-трансформация, рыночная власть.

Аннотация

В статье проанализированы особенности и ограничения регулирования цифровых платформенных рынков в России через призму зарубежного опыта США, ЕС, Китая, что позволило выявить нормативные проблемы в российской законодательной практике как фактор снижения эффективности антимонопольного комплаенса в системе корпоративного управления электронных торговых площадок в России. Доказательно обоснованы возможности и направления развития внутреннего комплаенса в системе внутреннего контроля отечественных маркетплейсов, устойчивое развитие которых потребует пересмотра бизнес-модели, условий и договорных моделей взаимодействия с компаниями продавцами. Это позволит максимально купировать репутационные и финансовые риски транзакций, а также достичь рыночного паритета в дистанционном формате взаимодействия. «Эталонные» практики последнего могут быть имплементированы в нормативные правила конкуренции на цифровых рынках, что откроет более широкие возможности повышения эффективности антимонопольного комплаенса в системе внутреннего контроля маркетплейсов в процессе их ESG-трансформации и балансирования интересов пользователей и платформ, отменяющего порождающий асимметрию и монополизацию самоконтроль последних.

Список литературы

Вирин Ф. Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_FV_UpgradeRetail_2024 (дата обращения 10.08.2024).

Арутюнян А.А., Бербенева А.Д. Эволюция антимонопольного регулирования цифровых платформ // Цифровое право. 2022. Т. 3. № 3. С. 79-96.

Адронова Е.С., Рей А.И., Акжигитова Г.Р. Влияние цифровых многосторонних платформ на выживаемость фирм отрасли розничной торговли // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 93-122.

Заздравных А.В. Вертикальные ограничения на глобальных цифровых рынках // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2022. Т. 66. № 5. С. 23-31.

Розанова Н. Зарубежный опыт поддержки конкуренции в цифровой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 2. С. 15-22.

Дудин М.Н., Шкодинский С.В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 3. С. 689-714.

Чеглов А.В., Чеглов В.П. Экосистемный подход к развитию потребительского рынка: зарубежные практики балансирования и регулирования // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. № 3 (135). С. 39-49.

Авдокушин Е.Ф. Проблемы регулирования платформенных экосистем // Вопросы новой экономики. 2023. № 1 (65). С. 4-18.

Сотникова Е.В. Маркетплейс и правовое регулирование: как обеспечить безопасность и доверие в онлайн-торговле // Актуальные проблемы международного частного права / Private International Law Issues: Сборник статей II Международного междисциплинарного научно-практического конгресса / Под редакцией Б.А. Шахназарова. М., 2023. С. 38-41.

Пыхтин А.Е., Солдатова Ю.В. Анализ комплаенс-рисков при взаимодействии со стратегическим поставщиком в условиях санкционного давления // Агентство «Слияния и Поглощения». 2023. № 3 (18). С. 54-57.

Перцева Е. Платформа собственности: власти раскритиковали еще один законопроект о маркетплейсах. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1688310/evgeniia-pertceva/platforma-sobstvennosti-vlasti-raskritikovali-eshche-odin-zakonoproekt-o-marketpleisakh (дата обращения 10.08.2024).

Барометр устойчивой трансформации бизнеса. 2023 // По результатам исследования ассоциации ECR Russia в партнерстве с Unilever в России и Беларуси и Kinglet. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.ru/sites/default/files/ct/news/documents/2023-12 (дата обращения: 04.08.2024).

Графова Т.О., Сагайдак С.А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля // Транспорт: наука, образование, производство: труды Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 190-193.

Бородкина Т.К., Шрейдер В.А. Антимонопольный комплаенс как инструмент реализации корпоративной политики хозяйствующего субъекта в отрасли розничной торговли // Проблемы развития добросовестной конкуренции в эпоху цифровой экономики: Сборник тезисов докладов и статей Всероссийского круглого стола. М., 2022. С. 76-79.

Якимова В.А., Радомский В.С. Комплаенс-контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности компаний в сфере электронной торговли // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 8 (401). С. 1491-1518.

Погорлецкий А.И. Налогообложение трансграничных операций электронной коммерции: особенности, проблемы и возможности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 229-250.

Бахарев И. Маркетплейсы требуют новых кадров // По данным официального портала журнала об электронной коммерции «E-pepper». [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/marketpleysy-trebuyut-novykh-kadrov.html (дата обращения: 04.08.2024).

Осипова А.А., Домрачева Л.П. Обоснование необходимости внедрения системы комплаенс-контроля в целях обеспечения кадровой безопасности на предприятиях розничной торговли // Вектор экономики. 2023. № 4 (82).

Опубликован

31.08.2024

Выпуск

Раздел

Экономические науки