СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
социальное предпринимательство, социальное предприятие, поддержка социального предпринимательства, динамика развитияАннотация
Важное значение для экономического роста, имеет социальное предпринимательство, которое оказывает социальное воздействие за счет предпринимательского подхода, помогает стимулировать экономику страны, а также ее социальную структуру. На сегодняшний день социальные предприятия создают рабочие места, внедряют инновационные услуги и продукты, способствуют росту благосостояния и уровню образования в обществе.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поддержки и развития социальных предприятий из числа субъектов МСП в современных условиях, в связи с тем, что степень развития социального предпринимательства является одним из показателей качества жизни в обществе, а его положительная динамика свидетельствует, насколько значимыми становится решение социальных проблем и участия в этом общества и властей на разных уровнях.
Основной идеей данного исследования является анализ особенностей развития социального предпринимательства на территории Свердловской области, динамика показателей, выявление сложностей в реализации государственной поддержки социального предпринимательства.
Целью данной статьи является рассмотрение отличительных особенностей и анализ показателей социальных предприятий Свердловской области.
Данное исследование имеет несколько бесспорных научных новинок, отличающих его от аналогичных работ. Во-первых, исследование фокусируется на конкретной территории - Свердловской области, что позволяет увидеть уникальные тенденции социальных предприятий. Во-вторых, осуществлен анализ показателей, характеризующих соцпредприятий на территории региона, выявлены факторы, препятствующие развитию сектора в условиях обострения социальных проблем.
Для достижения поставленной цели были использованы методы теоретического исследования такие как анализ законодательной базы, регулирующей социальное предпринимательство, классификация соцпредприятий и их организационно- правовых форм, а также эмпирические методы: измерение и сравнение количественных и качественных показателей, статистические методы.
Основные результаты. Анализ показал, что развитие социальных предприятий в Свердловской области имеет средние показатели, при этом на территории имеются возможности для его дальнейшего развития. В рамках программы поддержки социального бизнеса предоставляется информационная, финансовая поддержка, участие в грантовых конкурсах. Социальным предприятиям также доступны все инструменты, как и для обычных субъектов МСП. Основными направлениями деятельности соцпредприятий в области являются образование, уход за детьми, спорт и отдых, в наименьшей степени представлены направления соцуслуг, медицины, народных промыслов и др. Среди факторов, препятствующих развитию соцпредприятий можно назвать нехватку финансовых ресурсов, ограниченную осведомленность, необходимость сбалансировать социальное воздействие и финансовую устойчивость, а также сложности масштабирования социального воздействия. Достижение более значимых результатов возможно при укреплении сотрудничества между государством, предпринимателями и инвесторами, расширением критериев отнесения к социальным предприятиям, расширение законодательной базы, а также принятия дополнительных мер поддержки.
Необходимо отметить, что данное исследование имеет ограничения. Во-первых, имеется ограничение фактором времени. Во-вторых, в работе не рассматриваются критерии эффективности и результаты деятельности соцпредприятий. Будущие исследования должны уделить внимание этим аспектам и провести более детальный анализ эффективности поддержки социальных предприятий в регионе.
Список литературы
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" от 26.07.2019 N 245-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/(дата обращения: 24.06.2024).
Высоцкая Н.В., Лылова Е.В. Лучшие практики социально ориентированного предпринимательства: обзор и анализ // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 3-С. 147-164.
Зяблицкая Н.В., Евдокимова О.С., Исмаилова С.И. Развитие социального предпринимательства // Молодой ученый. 2021. № 19 (361). С. 116-119.
Калафат Е.А., Абакумова Н.Н. Разработка диагностического инструментария для онлайн-курсов в области социального предпринимательства // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.115 (дата обращения: 24.06.2024). DOI: 10.23670/IRJ.2023.134.115.
Калюжнова Н.Я., Огаркова Е.П., Осипов М.А. Социальное предпринимательство: учебное пособие для вузов / под редакцией Н. Я. Калюжновой. М.: Издательство Юрайт, 2023. 114 с.
Костарева Ю.Н. Перспективные направления развития социального предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 2-1. С. 161.
Соловьева Т.С. Социальное предпринимательство в регионах России: ключевые характеристики и условия развития // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 1. С. 59-71. DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-5.
Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 6. С. 1485-1496. DOI: 10.18334/epp.11.6.112289.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.2024).
Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru/ (дата обращения: 24.06.2024).