УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦУР
Ключевые слова:
система индикаторов ESG-университета, уровень достижения ЦУР, уровень открытости принятия решений, приверженность достижению ЦУР, мониторинг эффективности вузов.Аннотация
Цель статьи – проанализировать особенности управления образовательными организациями с учетом устойчивого развития и разработать систему индикаторов ESG-университета, обеспечивающих управление образовательными организациями на основе оценки соответствия деятельности целям устойчивого развития. Исследование базируется на фундаментальных научных статьях в ведущих журналах и прикладных разработках отечественных и зарубежных экономистов по теории устойчивого развития. Классы методов и подходов, используемых для решения сформулированных задач исследования, определяются, прежде всего, его логикой: методы системного анализа для исследования особенностей управления образовательными организациями с учетом устойчивого развития; для обеспечения полного охвата и учета в исследовании комплекса социально-экономических процессов и явлений, обеспечения целостности полученного знания и синергетических эффектов по итогам принимаемых решений; методы сценарного моделирования для сравнения сценариев и формирования системы индикаторов ESG-университета, обеспечивающей управление образовательными организациями на основе оценки соответствия деятельности целям устойчивого развития. В совокупности это обеспечит реализацию системного подхода к исследованию процесса управления образовательными организациями как императива устойчивого социально-экономического развития региона и экономики страны в целом. Новизной исследования является приращение теоретических и методологических подходов к управлению образовательными организациями через систему индикаторов ESG-университета, обеспечивающих управление образовательными организациями на основе оценки соответствия деятельности целям устойчивого развития, а также разработка методик оценки предложенных индикаторов ESG-университета в системе образования региона. В рамках исследования использован оригинальный подход к формированию системы индикаторов ESG-университета, обеспечивающей управление образовательными организациями на основе оценки соответствия деятельности целям устойчивого развития в региональных образовательных системах.
Список литературы
Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2020: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2020. 79 с.
Александрова В.Д. Современная концепция циркулярной экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kontseptsiya-tsirkulyarnoy-ekonomiki (дата обращения: 01.02.2024).
Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С.Н. Бобылева, Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. № 1. С. 189-206.
The role of education management information systems in supporting progress towards SDG 4: recent trends and international experiences. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374542 (дата обращения: 01.06.2024).
Пахомова И.О. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. № 7 (126). С. 50-55.
Kerr C. The Uses of the University. N.Y.: Harper and Row Publ., 1982. 204 p.
Кострова Ю.Б. Современные тенденции развития университетского образования // Экономика. Бизнес. Финансы. 2022. № 6. С. 22-28.
Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630/ (дата обращения: 01.06.2024).
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 01.02.2024).
Зайцев А.Г. Подготовка образовательных программ для высшей школы по проблемам циркулярной экономики // Казанский Международный конгресс евразийской интеграции 2022: материалы конгресса. Казань, 2022. С. 336-337.
ПНСТ 452.1-2020 Предварительный национальный стандарт Российской Федерации Инновационный менеджмент» Применение принципов экономики замкнутого цикла в организациях. Часть 1. Основные положения // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/566320594 (дата обращения: 01.02.2024).
Results-based Management and the 2030 Agenda for Sustainable Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/SDGs/UNODC_Handbook_on_Results_Based_Management.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В., Коняева Е.А. Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 6. С. 19-35.